Многие считают, что логопед только корректирует шепелявость, картавость и другого рода нечеткое произношение звуков. На самом деле специализация логопеда намного шире и требует знаний даже в области невропатологии и отоларингологии. На занятиях со специалистом можно освоить следующие навыки:
Растяжение подъязычной связки для верного произношения «р» и «л»
Говорение без заикания
Выработка ритма и четкости речи
При некоторых нарушениях речи, например, заикании и дизартрии, специалист проводит логопедический массаж. Это такой метод воздействия, при котором меняется состояние нервов, кровеносных сосудов, мышц и тканей речевого аппарата. Он необходим для нормализации произношения и эмоционального состояния в тех случаях, когда стандартных речевых методик недостаточно.
История профессии
Ещё 50 лет назад профессия логопед относилась к категории очень редких. Раньше люди не сильно стремились исправлять свои речевые дефекты, да и неправильное произношение звуков не считалось проблемой. Первые логопеды появились в Европе в 17 веке. Они помогали детям со слабым слухом правильно произносить слова и звуки. Так же в те времена ошибочно полагали, что дефекты речи нужно лечить медикаментозно, а не с помощью упражнений.
В 19 веке логопедия стала самостоятельной наукой, и появились специалисты логопеды. Они изучали причины, вызывающие недостатки речи и разрабатывали методы лечения подобных случаев. Постепенно наука развивалась, и современные специалисты используют в своей работе не только методы коррекции дыхательных путей и связок, но и знания в области дефектологии, психологии и педагогики.
Описание
Для начала логопед должен выявить причину речевых дефектов, поставить логопедический диагноз, а потом выбрать специальные упражнения для исправления недостатков. Хороший специалист знает огромное множество упражнений для исправления дефектов речи. Но главное, что должен учитывать человек, который обращается за такого рода помощью: процесс корректировки может занять от нескольких месяцев до нескольких лет.
Логопеды работают и с обычными детьми, и взрослыми, и теми, у кого есть особенности развития. Есть и более узкая специализация – логопед-дефектолог. Этот специалист корректирует не только речь, но и стремится к развитию у пациентов более образного мышления, памяти и внимания.
Востребованность
Самой высококвалифицированной логопедической помощью населению в Западной Европе гордятся Нидерланды и Бельгия. В европейской традиции логопедов называют "речевыми терапевтами" – это выпускники колледжей со средним медицинским образованием. Почти во всех странах ЕС логопеды работают в государственных учреждениях и оказывают услуги в качестве частных специалистов. Но, к примеру, в Дании частная логопедическая практика запрещена.
В России реабилитационные логопедические кабинеты открывают в поликлиниках, больницах, они работают в некоторых детских садах и школах. Распространена и частная практика.
С начала 1990-х годов в России неуклонно растет число детей, которые нуждаются в помощи логопеда. Доцент кафедры логопедии МПГУ, кандидат педагогических наук Марина Любимова еще в 2017 году отмечала, что речевые нарушения у детей становятся все более
тяжелыми. У логопедов существует термин "чистое речевое нарушение". Это значит, что оно не осложнено неврологическими отклонениями. "Сейчас таких нарушений все меньше и меньше", – рассказывала специалист, а значит все больше сложных случаев.
Речь неразрывно связана с памятью, мышлением и вниманием. При любом речевом отклонении психика не может развиваться полноценно, начинаются проблемы с письмом и чтением.
Еще одно важнейшее и одно из самых актуальных направлений деятельности логопедов сегодня – реабилитация взрослых после инсультов, когда появляется эффект распада речевой функции. Профессионал сможет ее восстановить или хотя бы максимально скорректировать.
Классификация
В логопедии сейчас используются две классификации – это клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Одни и те же речевые нарушения рассматриваются специалистами с разных точек зрения, но вместе с тем между ними нет противоречий. Считается, что они, наоборот, дополняют друг друга. Рассмотрим самые частые нарушения устной речи.
1. Дисфония
Это нарушение связано с нарушением голоса, которое возникает из-за патологических изменений голосового аппарата. Слабость голоса, хрипота, осиплость – все это признаки дисфонии. Она может возникнуть в любом возрасте по разным причинам. И самая распространенная – это ОРВИ, которая приводит к тому, что голос человека меняется. При дисфонии пациент может говорить шепотом или дребезжащим голосом.
2. Брадилалия
Брадилалия – это чрезмерное замедление темпа и ритма речи. Если его не скорректировать, оно может перейти в заикание. Есть несколько ее степеней. И если при легкой она мало заметна, то при тяжелой степени расстройства речь нарушается так сильно, что люди не
понимают говорящего. При брадилалии медленным становится не только темп речи, но и письмо, затормаживаются и физические процессы. Среди причин, из-за которых она возникает, – неврологические заболевания и нарушения психики.
3. Тахилалия
Наоборот, слишком быстрый темп речи – это тахилалия. Такой ускоренный ритм может появиться у ребенка, который растет в семье, где так разговаривают его родители или близкие родственники. Склонными к этому нарушению считают неуравновешенных, легко возбудимых людей.
4. Дислалия
Дефекты произнесения звуков у людей, которые хорошо слышат и обладают нормальным голосовым аппаратом – это дислалия. Человек пропускает звуки, меняет одни на другие, искажает их без видимой причины именно при этом нарушении. При дислалии требуется не только консультация и работа терапевта, но и заключение о состоянии здоровья со стороны стоматолога, отоларинголога и невролога.
5. Ринолалия
Ринолалия – нарушение, которое тоже проявляется искажением произношения звуков. Но в отличие от дислалии, оно связано с дефектами голосового аппарата. Например, это может быть физиологически неправильное строение речевых органов. Струя воздуха выходит не в том направлении, которое требуется для
формирования правильного звука из-за неправильной работы мышц неба и стенок глотки. В таком случае также может появиться гнусавость.
6. Дизартрия
Сложное и по сравнению с другими менее распространенное нарушение – дизартрия возникает из-за поражения центрального отдела речедвигательного анализатора, который находится в мозге. Может измениться скорость речи, произнесение отдельных звуков, меняется весь голос. В таком случае причины нарушения устанавливаются лишь аппаратным методом – пациенту делают ЭЭГ, ЭМГ и МРТ головного мозга. Отклонения лечат с помощью медикаментов, лечебной физкультуры и артикуляционной гимнастики.
7. Заикание
Заикание – нарушение достаточно распространенное. Похожие на судороги движения гортани и речевого аппарата, которые чаще всего возникают в начале предложения, заставляют человека повторять один и тот же звук несколько раз. Мало кто знает, что у заикания есть четыре фазы, которые постепенно переходят одна в другую, если человек не обращается за профессиональной помощью. Сначала это редкие приступы, на последнем этапе – заикание, которое уже считается личностной проблемой – когда человек практически не может общаться.
8. Алалия
Серьезное нарушение речи – алалия. Это сильная недоразвитость или полное отсутствие речи. Оно происходит, если поражены корковые речевые центры мозга. Случится это может еще внутриутробно или в первые несколько лет жизни. Позднее появление речи, бедный словарный запас и нарушение произношения звуков – все это признаки алалии. Кроме логопеда, в таком случае пациента обследует невролог. При необходимости назначают медикаменты и пытаются как можно сильнее скорректировать связность речи ребенка.
9. Афазия
Загадочное, не до конца изученное и редкое нарушение речи – афазия. Такой диагноз ставят, если человек частично или полностью перестал разговаривать, то есть просто утратил свои речевые навыки. Это
происходит из-за поражения тех отделов мозга, которые отвечают за слух и артикуляцию, но при этом человек продолжает все слышать. Понимание речи – это анализ звуков. А произношение – это еще и система движений артикуляционного аппарата. Именно в них и происходит сбой при афазии. Например, человек понимает, что именно ему говорят, но ответить не может, потому что просто не знает, как это сделать. Хотя ранее даже не задумывался об этом.
10. Дислексия
Это расстройство связано не столько с речью, сколько с проблемами чтения. Оно вызвано недостаточным формированием необходимых для чтения психических функций. Во время чтения человек постоянно повторяет типичные для себя ошибки – смешивает или подсознательно меняет звуки, читает "по слогам", иногда не понимает смысл написанного.
11. Дисграфия
"В русском языке такие слова отсутствуют", – может услышать в свой адрес человек, страдающий дисграфией. Странные слова появляются из-за патологического состояния человека – он просто не может писать правильно. Более того, дисграфия гораздо более распространена, чем принято думать: с ней сталкивается половина учащихся младших классов средней школы. Со временем число страдающих дисграфией снижается – в 5-6 классах таких уже 35%. Внезапно такое нарушение может появиться и у взрослого человека. Это может произойти из-за сбоя в работе системы высшей нервной деятельности.
Где получить образование
Логопед – не врач. Его цель не лечить, а научить правильно говорить. Для тех, кто хочет стать логопедом, открыты факультеты в высших учебных заведениях.
Учебные заведения
Логопедические факультеты чаще всего открывают при педагогических вузах. Только в Москве обучиться этой профессии можно в девяти институтах и университетах:
– Московский государственный областной университет;
– Московский институт психоанализа;
– Московский городской педагогический университет;
– Московский педагогический государственный университет;
– Российский новый университет;
– Институт государственного администрирования;
– Московский психолого-социальный университет;
– Московский государственный психолого-педагогический университет;
– Московский социально-педагогический институт.
Курсы
Профессию логопеда можно получить, отучившись на специализированных курсах переподготовки. Но только в том случае, если у человека уже есть диплом о высшем педагогическом образовании. Но прежде чем работать, выпускнику придется пройти многочасовую практику под строгим контролем профессионального логопеда с большим опытом работы.
Устройство на работу
Логопедом можно работать в детских садах, школах, поликлиниках. Возможна также частная практика. Часто логопедов приглашают в центры дополнительного образования. Постоянно востребованы специалисты, умеющие работать со взрослыми, пережившими инсульты, и реабилитологи, помогающие восстанавливать речь после травм.
Основные обязанности
Логопед должен максимально скорректировать отклонения, которые возникают в процессе обучения у воспитанников детского сада или учеников школы. Если в учреждение поступил ребенок с уже имеющимися нарушениями, специалист сразу же приступает к коррекции. Логопед должен обследовать детей, определить, есть ли у
них дефекты речевого развития, установить, какие именно нарушения присутствуют и составить план по их устранению. Среди обязанностей логопеда может быть проведение групповых занятий.
Профессиональные качества
Сам логопед априори должен обладать совершенной дикцией. Среди желательных навыков – основы детской и подростковой психологии, поскольку найти подход к каждому пациенту – это одна из главных задач специалиста. Без этого рассчитывать на положительный результат занятий не приходится.
Личные качества
Сложно представить себе логопеда, который работает с людьми, страдающими речевыми нарушениями, и при этом не обладает запасом терпения и выдержки. Среди личных качеств любого логопеда – открытость, готовность к диалогу и доброжелательность. В этой профессии потребуется также хорошая память: специалист обычно помнит, сколько, по каким учебникам и методикам и насколько продуктивно он работал с каждым из своих пациентов. Логопеду обычно приходится работать совместно с воспитателями в детских садах и с учителями в школах, посещать занятия, а поэтому пригодится умение слушать и наблюдать.
Методы лечения
Диагностика проблем с речью, конечно, в первую очередь происходит на слух. Логопед должен по звукам речи пациента четко определить круг дефектов, которые придется исправлять. После необходимых медицинских консультаций у профильных специалистов человек возвращается к логопеду. В зависимости от диагноза он будет разрабатывать комплексную методику, которая позволит максимально убрать нарушение. Занятия у логопеда – это комплекс упражнений, которые постепенно усложняются.
Место работы
Обычно логопед, который работает в детском саду, в школе или в учреждении дополнительного образования, проводит прием в отдельном кабинете. Иногда специалисту выделяют и помещение для проведения групповых занятий. Обычно специалисты логопедического профиля работают по стандартной схеме – у них пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями.
8 интересных фактов о нашей речи Трудно представить себе современного человека, который может обходиться без речи. Любые действия, которые требуют контакта с окружающими людьми, мы всегда сопровождаем словами. В течение дня мы получаем большой поток информации, большая часть которой является вербальной. Мы ведём диалог, поём, пишем, читаем, и никогда не задумываемся о том, каким чудом является наша речь. В этой публикации я хотела бы познакомить вас с интересными и познавательными фактами о человеческой речи.
1. Во время разговора наш организм включает в работу около ста мышц груди, шеи, челюстей, щёк, языка и губ. Каждая из этих мышц состоит из сотен и даже тысяч мышечных волокон. Чтобы запустить весь этот сложный механизм, необходимо большее количество нейронов, чем в процессе ходьбы или бега.
2. Человек может произнести до 14 звуков в секунду, в это время органы артикуляционного аппарата (язык, губы и челюсти) могут совершать всего от двух до четырех движений за одну секунду.
3. Согласно наблюдениям американских учёных, у человека есть особый ген, который отвечает за логическое построение фраз и их понимание.
4. В современном мире известно о существовании более 6 тысяч языков.
5. Звук «А» является самым распространённым в мире звуком. Он есть во всех языках нашей планеты.
6. Удивительным является тот факт, что ребёнок с самого рождения уже различает звуки речи. Дело в том, что способность, которая позволит ему в будущем понимать родную речь, закладывается ещё в утробе матери.
7. Учёными доказан следующий факт: чем больше родители разговаривают со своим малышом, тем быстрее накапливается его словарный запас, а также выше показатель интеллектуального развития и будущей успеваемости в школе. Младенцы, родители которых часто разговаривают с ними, к 2 годам знают на 100-200 слов больше, чем дети, с которыми разговаривают мало.
Лексический запас ребёнка, накопленный к 5 годам, оказывает влияние на развитие и достижения, которых он добьётся к 30-летнему возрасту.
8. Учёные Кембриджского университета выявили, что «Нежавно в каокм подякре рпасолоежны бкувы в слвое. Ванжо, чотбы пеарвя и понесдяля бкува соляти на свиох метсах».