Меню сайта

Как организовать работу логопеда с детьми

В работе с детьми можно выделить три этапа: диагностический, коррекционно-развивающий, оценочно-контрольный. Особенности каждого этапа смотрите в таблице.

Этапы работы логопеда

Название этапа

Общая характеристика

Мероприятия

Диагностический

Логопед проводит встречу с родителями и индивидуальное логопедическое обследование ребенка

Входная и контрольная диагностика – не менее двух раз в год продолжительностью 15 календарных дней каждая.

Возможна внеплановая диагностика, если учитель или воспитатель выявил у ребенка признаки нарушения устной или письменной речи, подготовил педагогическую характеристику ребенка и обращение к учителю-логопеду.

В качестве примера диагностических методик логопед может использовать перечни из приложения № 7 к письму Минобрнауки от 23.05.2016 № ВК-1074/07.

После диагностики логопед формирует список детей, которые нуждаются в его помощи

Коррекционно-развивающий

Логопед работает с детьми индивидуально или в группах

Специалист объединяет в группы детей одного возраста по принципу сходности структуры речевого нарушения и особенностей развития.

На занятиях логопед развивает и совершенствует речевые и неречевые процессы, проводит профилактику и коррекцию речевой деятельности, развивает различные функции речи.

В работе с детьми логопед использует упражнения и игры, которые развивают речевое, зрительное и слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата и позволяют скорректировать звуки.

В рамках пропедевтической работы логопед занимается с детьми младшего возраста, у которых нет сильных отклонений в устной и письменной речи. Формирует у детей:

  • мелодику речи;
  • навыки постановки логического ударения;
  • умение управлять темпом и ритмом речи, чтобы выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства

Контрольно-оценочный

Логопед оценивает результаты занятий, прогресс ребенка

Специалист отслеживает процесс автоматизации звука в разговорной речи, на занятиях, уроках, иных мероприятиях.

Критерии оценивания:

  • правильно ли ребенок произносит все звуки родного языка;
  • слышит ли он и умеет ли находить заданный звук в потоке звуков, слогов, слов и в предложении;
  • автоматически ли ребенок пользуется поставленными звуками в свободной речи;
  • правильно ли произносит слоговые ряды и пары слов;
  • может ли воспроизводить слова сложной слоговой структуры

Чтобы работа была эффективной, организуйте взаимодействие логопеда с педагогом-психологом. Он поможет скорректировать связанные с речью психические процессы, решить проблемы детей в эмоциональной и коммуникативной сферах.



© Материал из Справочной системы «Образование».